ТЕТРАКОМ.РФ

Центр компьютерной помощи

г. Владивосток, т. +7 (423) 260-84-55, 267-31-58, ул.  Светланская 80Б

О компьютерах

Апгрейд домашнего компьютера

Апгрейд домашнего компьютераТемпы развития компьютерной техники настолько быстры, что ваш компьютер устаревает морально гораздо быстрее, чем физически. Как следствие, очень скоро производительности вашего персонального компьютера, которой вчера хватало за глаза, завтра уже будет катастрофически не хватать. И тут встает вопрос: что же делать дальше — купить новый, а старый или выбросить или продать за бесценок, или же, заменив часть его узлов, попытаться поднять производительность имеющегося на более-менее современный уровень.

При видимой простоте решение задачи апгрейда для домашнего, игрового компьютера может статься более сложным, чем для профессиональной машины, ориентированной на решение узко специализированных задач.

Если назначение вашего компьютера, в первую очередь, игрушки, то следует отметить, что чуть ли не каждый день появляются новые, все более ресурсоемкие игры, и компьютер, на котором вчерашние игры просто летали, на новых вдруг начинает "тормозить не по-детски". Сами по себе все игры довольно серьезно нагружают практически все узлы ПК — и процессор, и видеокарту, и память. Поэтому с ходу выявить "слабое звено", приводящее к тормозам, сразу не получится.

Также не следует забывать тот факт, что зачастую пользователем компьютера является непрофессионал и все тонкости апгрейда и настройки компьютера для него ни много ни мало - шаманские танцы с бубном.

Вот тут то советы, приведенные в данной статье могут быть весьма полезны.

С чего начать?

Начать, пожалуй, следует с определения подхода к вопросу апгрейда. Тут может быть несколько возможных вариантов. Рассмотрим их.

Мы имеем хорошо сбалансированный системный блок, собранный из самых продвинутых на момент покупки компонентов. Стоимость такого компьютера обычно в пределах 700-1200 долларов. Более дешевые компьютеры изначально не рассчитаны на игры. Итак, на имеющемся в вашем распоряжении компьютере все игрушки у вас просто летали, даже при ультра-настройках, и вдруг сегодня появилась игра, которую ваш компьютер не в состоянии потянуть. В этом случае нам остается старый компьютер либо выбросить, либо продать по остаточной стоимости, потеряв в деньгах как минимум процентов 40, и купить самый современный. Если вы человек для которого деньги не являются проблемой, то конечно такое решении вполне приемлемо. Однако, для большинства наших сограждан такой подход не может рассматриваться изначально.

Взяв во внимание с какой скоростью идет развитие компьютерной техники и игровой индустрии, мы прекрасно понимаем, что такого рода обновление придется проводить довольно часто, что приведет к постоянным финансовым потерям. Конечно, если вы в состоянии самостоятельно собрать компьютер, можно использовать часть комплектующих, соответствующих современным требованиям, от старого. Например, жесткий диск, DVD-привод, блок питания, корпус, наконец. Но в этом случае вам вряд-ли что удастся продать из оставшегося при разборке.

Можно, как вариант, снизить настройки игры. Это позволит вам играть в современную игрушку, но уже с заметным ухудшением качества графики. Возможно вас это более-менее устроит, но впоследствии, года так через три-четыре, все равно вы придете к необходимости сменить компьютер.

Допустим, что сегодня вы можете поднять производительность компьютера заменой процессора, дающего более высокий результат, но ведь не факт, что послезавтра появится еще более мощный, подходящий по характеристикам и конструктивно к вашей материнской плате. И это уже явный признак того, что следует задуматься о глобальной замене.

При второй же стратегии поводом для исследования свежих прайс-листов компьютерных магазинов должно стать лишь появление действительно заметных тормозов в игре или невозможность увидеть в ней все «красивости». Однако здесь поле для отступления достаточно большое, и прервать его можно в любой удобный момент, не обязательно доходя до последней черты, когда новая игра уже не просто тормозит, а даже и не запускается. Кроме того, есть еще один аспект, который станет понятнее при рассмотрении третьей стратегии апгрейда.

Еще одним из путей является вычисление узла, который является узким местом. Часто это оказывается совсем не просто. Здесь надо детально разобраться в причинах и хорошо понимать, замена какого конкретного узла позволит решить проблему. И вот этот вопрос рассмотрим более подробно.

Данный вариант апгрейда имеет смысл только в том случае, пока проблему можно решить, ограничившись заменой какого-либо одного узла. Однако, если упустить данный момент, то потребуется замена скорее всего уже, если не всего, то большей части комплектующих. Возможно более простым и дешевым способом окажется замена системного блока целиком.

Может создаться впечатление, что особой разницы нет между тем как проводить апгрейд, заменяя по мере необходимости отдельные узлы компьютера или сразу несколько. Однако, следует учесть, что обычно глобальный апгрейд оказывается дороже, чем покупка нового системного блока. Так что в этом случае среднегодовые затраты оказываются выше. При этом производительность компьютера поддерживается на некотором приемлемом уровне.

Может возникнуть ситуация, когда удается найти покупателя для старого "железа" или удается обменять его на более новое с минимальной доплатой. Конечно, это не совсем то, но иногда и такой вариант может оказаться приемлемым.

Все же чаще новые компоненты приходится покупать. Вот тут уже надо серьезно подумать как поднять производительность компьютера не затратив при этом слишком много денег.

Что требуется заменить?

Увы, тут однозначно ответить невозможно. Почему? Объясняется это весьма просто. Среди всего разнообразия игр можно выделить характерные особенности. Одни игры весьма сильно зависят от процессора, другие весьма чувствительно реагируют на установленную в системе видеокарту, а некоторые требуют наличия большого количества оперативной памяти. Отсюда возникает потребность разбираться с каждой игрой, либо профессиональной программой по отдельности.

Но ведь апгрейд затевается, скорее всего, не ради одной отдельно взятой игрушки или программы. Поэтому придется анализировать весь спектр программ и игр, представляющих интерес для пользователя.

Начать следует с памяти!

Давно известное выражение «памяти много не бывает» появилось не на пустом месте, хотя и тут есть серьезные оговорки, о которых мы поговорим позже. Если игре или программе (в дальнейшем просто программе) недостаточно оперативной памяти, то начинает активно использоваться свопирование, т.е. работа с файлом подкачки. Что это такое? Операционная система создает специальный файл на жестком диске компьютера, предназначенный для компенсации недостатка оперативной памяти. Часть информации, которая в данный момент не требуется, сбрасывается в этот файл. Освободившаяся область памяти может использоваться для обработки другой информации. По мере необходимости, востребованная информация может быть снова считана из своп-файла, предварительно сбросив в него неактуальную на данный момент. Таким образом идет постоянный обмен с swap-файлом. Визуально это ощущается, во-первых, по непрерывно горящему индикатору работы жесткого диска на передней панели системного блока, а во-вторых (поскольку обмен данными с жестким диском компьютера происходит со скоростью значительно меньшей, чем с оперативной памятью) периодически происходит кратковременное, но весьма заметное, снижение FPS, игра как будто запинается. Это создает крайне неприятное впечатление!

Не следует путать свопирование с подгрузкой игровых уровней. Подгрузка происходит вне зависимости от объема оперативной памяти. Чтобы разделить эти два понятия можно вернуться немного назад относительно уровня игры или покрутиться на месте. Если эти действия не вызывают активного "моргания" индикатора жесткого диска и, соответственно, рваного движения, то памяти хватает. Если же происходит обратное, то следует задуматься об увеличении количества памяти.

Если программе не хватает оперативной памяти, то говорить о замене видеокарты или процессора нет смысла. Даже при наличии самого мощного процессора и "крутой" видеокарты, но при недостатке оперативной памяти, игра будет напоминать паралитика, пытающегося бежать.

Следует учитывать, что потребность в объеме оперативной памяти может изменяться в широких пределах в зависимости от используемого в игре разрешения экрана, уровня детализации и , что особенно важно, качества текстур. Поэтому тестирование надо проводить при настройках, которые вы хотели бы иметь в игре после апгрейда компьютера, обращая внимание только на явление свопирования, а не на общую производительность. Даже если производительность окажется чрезвычайно низкой, но ровной, эксперимент следует признать успешным. С производительностью мы будем разбираться дальше.

Итак, с памятью все ясно. Теперь нас интересует процессор и видеокарта.

С видеокартой можно определиться очень просто по использованию шейдеров. Shader (Шейдер) в широком смысле - программа для визуального определения поверхности объекта. Часто новая игрушка требует поддержки более высоких графических технологий, чем у имеющейся видеокарты. Например, в игре используются шейдеры 3.0, а Ваша видеокарта «знает» только версию 1.1 или не знает о шейдерах вообще ничего. Тут уже и гадать не приходится где "собака зарыта". И если для вас важно насколько качественное изображение будет в игре, то вывод один - замена видеокарты.

Возможна ситуация, когда видеокарта может работать с графическими технологиями, используемыми в игре, но нормально работает только при минимальных настройках. В этом случае вывод будет тот же - тормозит видеокарта.

Аналогичные выводы и для ситуации с использованием «нешейдерных технологий» – анизотропной фильтрации (AF) и сглаживания (AA). Если при их отключении быстродействие игрушки достаточно, а при включенных AF и (или) AA быстродействие падает ниже психологического минимума (а использовать AA и AF тем не менее хочется), то пора идти подбирать новую мощную видеокарту для замены устаревшей.

Сложнее выявить причину тормозов, когда не помогает и отключение всех украшательств в игре. Тут уже может быть причина, как в процессоре, так и в видеокарте.

Для начала разберемся, как проявляется недостаточность производительности процессора и видеокарты в играх. Не будем приводить диаграммы, которых достаточно в интернет. Приведем лишь результат: для комбинации мощный процессор — слабая видеокарта производительность в играх резко падает при увеличении разрешения, и в то же время для комбинации слабого процессора и мощной видеокарты производительность в игре при увеличении разрешения меняется очень мало.

Вот эту особенность и используем для оценки системы. Снизим разрешение в игре (например, вместо 1024x768 поставим 800x600). Если при этом производительность заметно возрастает и достигает достаточного на Ваш взгляд уровня, то «слабым звеном» скорее всего опять является видеокарта. Если же даже при минимальном разрешении производительность игры практически не возрастает относительно более высокого разрешения, то причина процессор.

Исходя из вышесказанного мы видим, что в большинстве случаев проблема в видеокарте, а не в процессоре. Отметим также, что недостаток мощности видеокарты можно частично скомпенсировать уменьшением разрешения экрана или отключением украшательств. Но вот недостаток мощности процессора обойти не удастся и, как следствие, потребуется замена процессора.

Еще одним показательным моментом является изменение динамики в сюжете игры. Например, при прохождении игры вы наблюдаете ровное движение физической модели игрового мира, но в какой-то момент появляется группа, скажем, врагов. При этом значительно возрастает нагрузка на процессор. И тут начинает проявляться падение производительности.

Для того чтобы уточнить какой из узлов: процессор или видеокарта, является причиной, следует использовать оверклокинг (разгон). Если разгон произвести не получается, можно произвести downclocking (замедление) узла – в данном случае нам важен не прирост производительности, а реакция системы на изменение частоты узла, ну а ее можно понять как по увеличению, так и по уменьшению производительности. Обратите внимание, что при тестировании одномоментно разгонять (или замедлять) нужно исключительно ТОЛЬКО ОДИН УЗЕЛ — или процессор, или видеокарту, причем, если видеокарта имеет раздельную регулировку частоты GPU и памяти, интересно посмотреть реакцию производительности игры на эти частоты по отдельности.

Например, при разгоне процессора на 10% и неизменной частоте видеокарты производительность игры выросла на 9%, в то же время при разгоне на 10% видеокарты и сохранении частоты процессора прирост в игре получился лишь около 1%. Ответ очевиден — «слабым звеном» является процессор, а у видеокарты еще есть заметный запас.

Если же наоборот, при разгоне на 10% процессора и сохранении частоты видеокарты производительность практически не возросла, но при разгоне видео мы получили прирост производительности, практически пропорциональный разгону, то нужно менять видеокарту.

Примечание: сопоставив результаты игровых тестов без AA и AF из статьи «3DGiТоги за январь 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 31 видеокарты — тесты без АА и АФ!» и тестов с AA и AF из статьи «3DGiТоги: февраль 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 36 видеокарт — тесты с АА и АФ!» легко можно убедиться, что при включении AF и особенно AA основная нагрузка ложится именно на видеокарту. То есть чем более агрессивную настройку в игре мы намерены использовать, тем относительно более мощная видеокарта нам нужна. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что идеального сочетания процессор-видеокарта не существует, а есть некоторый, причем достаточно широкий диапазон приемлемых сочетаний. А ведь существуют как более, так и менее процессорозависимые игры (это тоже легко увидеть из тестов в «3DGiТогах») в которых относительная нагрузка на процессор и видеокарту меняется в еще более широких пределах! Так что ответ на вопрос «так какой же процессор является идеальным для данной видеокарты?» (также, как и на вопрос-антипод «какая видеокарта является идеальной для данного процессора?») становится совсем уж расплывчатым. Немного ниже мы постараемся разобраться в этом весьма непростом вопросе, поговорим об этом поподробнее.

Вот мы и определили наиболее слабый узел...

Что же дальше?

На первый взгляд ответ очевиден - замена процессора или видеокарты на более мощную модель. Конечно же, в первую очередь, увеличив количество памяти. Потому что, как мы уже ранее отметили, при недостатке оперативной памяти не поможет ни замена процессора, ни замена видеокарты. К тому же, апгрейд памяти, пожалуй, наиболее дешевая операция, не требующая профессиональной подготовки. Напомним, что "памяти много не бывает". Но тут требуется оговориться:

  • Любая материнская плата имеет некоторое ограничение по величине установленной памяти и это ограничение никак нельзя превысить.
  • Обязательно следует учитывать и тип оперативной памяти, поддерживаемый вашей материнской платой. Чтобы не ошибиться нужно воспользоваться описанием к вашей материнской плате.
  • И наконец, операционная система имеет свои ограничения на верхний предел объема оперативной памяти. Так с 64-битной операционкой обычно таких проблем нет. Но на 32-битной имеется ограничение в 3,4 Гб. Хотя, следует отметить тот факт, что на сегодня эта проблема решается на Windows 7 использованием патча ReadyFor4GB, который позволяет использовать до 128 Гб.

Поскольку количество слотов под установку памяти на материнской плате ограничено, то скорее всего придется говорить не о добавлении памяти, а о замене. В первом случае весьма желательно устанавливать планки такого же типа и изготовителя, что и имеющиеся, иначе возможны проблемы из-за отличия в таймингах.

Наконец, вопрос с памятью решен, двигаемся дальше.

Теперь нужно рассмотреть вопрос о замене процессора или видеокарты. Здесь мы можем столкнуться с ситуацией, когда имеются новые процессоры или видеокарты, которых на момент производства материнской платы не существовало и, естественно, возможность их установки на имеющуюся материнскую плату не описана в документации на нее.

Отметим, что возможности для замены процессора без смены платформы как правило значительно более ограничены, чем для замены видеокарты. Обычно на старую материнскую плату можно установить процессор с производительностью не более чем в 2-3 (максимум в 4) раза большей, чем у массовых в пору ее молодости решений. Но видеокарта, которую в принципе можно установить на эту же материнскую плату (вплоть до GeForce 6800GT) может оказаться быстрее аналогов того времени (Riva 128, Intel 740) уже не в три раза, и даже не на порядок, а на несколько порядков — в сотни и даже тысячи раз!!! А с учетом появления новых видеотехнологий (T&L, шейдеров) прирост производительности вообще не поддается измерению.

Кроме того, замена процессора на новый часто сопряжена с необходимостью перепрошивки BIOS материнской платы, в то время как установка новой видеокарты, как правило, не представляет сложности.

Развитие компьютерных игр идет по пути предъявления все более жестких требований в первую очередь к видеокарте, нежели ЦПУ, да и изменения в линейке процессоров происходят значительно медленнее, чем видеокарт. Отсюда следует, что в процессе эксплуатации компьютера замена компьютера, если она вообще будет иметь место, будет производится один-два раза и обычно не сопряжена с какими-либо трудностями. Видеокарту же, возможно, потребуется заменить несколько раз. Но тут ограничений намного меньше, по сравнению в заменой процессора.

Если же вы все-таки пришли к мысли о необходимости замены процессора, то выбирайте тот, который мощнее как минимум в полтора-два раза, чем имеющийся. В противном случае игра не стоит свеч. Не стоит забывать и то, что затянув с апгрейдом, вы можете столкнуться с ситуацией, когда подходящий для Вашей материнской платы процессор уже снят с производства. Тут уже придется выбирать между заменой материнской платы вместе с процессором или, как простейший вариант, разгон процессора.

И раз уж речь зашла о разгоне, отметим, что перед тем, как принять решение о необходимости замены процессора есть смысл посмотреть, насколько старый процессор можно разогнать. Дело тут в том, что многие младшие процессоры довольно успешно разгоняются практически до значений старших процессоров семейства. Например, если при покупке системного блока был установлен Celeron 1100 МГц (работающий на 100 МГц шине) на базе ядра Tualatin, его часто удается разогнать до 1440 МГц (шина 133 МГц), при этом получается практически «полный» Pentium III 1440 МГц. Однако, в данной статье мы не рассматриваем оверклокинг процессора и поэтому на этом рассмотрение данного вопроса закончим.

Нужно иметь в виду, что самый современный процессор на старую материнскую плату поставить не получится. И даже если производительность компьютера удастся поднять на достаточно высокий уровень, замена процессора будет оправдана только в случае, если она не сопряжена с чрезвычайно большими затратами. Однако если необходимые затраты меньше стоимости нового системного блока лишь в 3-4 раза, то стоит засомневаться в целесообразности такого апгрейда. Пусть Вы получите куда более шустрый, но все же не современный компьютер.

А если Вы, не сумев найти подходящий процессор приходите к необходимости заменить также и материнскую плату, то помимо замены ее Вам также придется покупать новый процессор, скорее всего и новую память. А решив сохранить старую видеокарту Вы, вероятно, будете вынуждены подобрать материнскую плату, способную работать с ней. И такая плата, наверняка, будет не на самом современном чипсете. Стоимость такого апгрейда будет практически сопоставима со стоимостью покупки нового системного блока. При этом Вы также снижаете вероятность дальнейших апгрейдов. Хотя, вне всякого сомнения, возможны варианты.

С заменой видеокарты у нас оказывается значительно меньше проблем. В этом плане показательна ситуация с видеокартами AGP. Новую видеокарту можно попробовать поставить на старую материнскую плату безо всякого риска для них обоих. В худшем (достаточно редком) случае система просто не будет работать, однако никто не пострадает. А вот попытка поставить старую видеокарту на новую материнскую плату может закончиться печально для материнской платы.

Так для установки на старую материнскую плату с разъемом AGP 1.0 новой видеокарты необходимо, чтобы новая видеокарта имела универсальный AGP 1.0/2.0 разъем:

Универсальный разъем стандарта AGP 1.0/2.0. Сигнальные уровни настраиваются 3.3V или 1.5V (для AGP3.0 - 0.8V).

Если видеокарта имеет разъем AGP 2.0:

Разъем стандарта AGP 2.0. Сигнальные уровни 1.5V (для AGP3.0 - 0.8V).

то ее установить не удастся.

Видеокарты стандарта AGP 3.0 имеют разъем точно такой же, как и у видеокарт AGP 2.0, поэтому устанавливать их на материнские платы с AGP 2.0 можно безо всяких ограничений. Ну, а если видеокарта AGP 3.0 имеет универсальный разъем (что тоже нередко встречается), то ее можно устанавливать и на материнскую плату с AGP 1.0.

Итак, технически поставить новую видеокарту (вплоть до AGP 3.0) можно на старую (AGP 2.0), а в некоторых случаях и на очень старую (AGP 1.0) материнскую плату, но будет ли в этом смысл?

Возникает вопрос, а каким образом на видеокарте скажется низкая скорость старого интерфейса? Реально мы получим падение производительности в играх, но оно будет составлять не более нескольких процентов.

Иногда возможна ситуация, когда старый AGP разъем не обеспечивает по питанию необходимой для новой видеокарты мощности. Вот тут несомненным плюсом будет наличие на видеокарте дополнительного разъема питания.

Очень часто в форумах пользователи задают вопрос о совместимости пары процессор-видеокарта. Как уже было упомянуто выше, чем более агрессивные настройки выставлены в игре, тем большая нагрузка ложится на видеокарту. Процессор тут имеет весьма малое значение. Речь мы ведем, в первую очередь, о игровых компьютерах. Отсюда, следует, что исходя из бюджета апгрейда нужно постараться взять максимально мощную видеокарту.

Итак, сделаем некоторые выводы по возможной стратегии и тактике апгрейда:

  • Если ситуация сложилась так, что в компьютере требуется замена и процессора, и видеокарты, или если замена процессора сопряжена с заменой материнской платы, то следует еще раз подумать: а не рациональнее сменить весь системный блок. Это может оказаться и проще, и даже дешевле
  • Если недостаточно оперативной памяти, замена процессора или видеокарты окажется бессмысленной
  • Замену процессора рациональнее проводить на старший из тех, которые можно установить на старую материнскую плату и удается найти за разумную цену
  • Видеокарту для апгрейда также стоит поискать самую быструю в рамках отведенного бюджета даже для относительно старого процессора

Само собой, приведенные рекомендации не являются однозначно руководством к действию. При выборе вариантов апгрейда нужно индивидуально подходить к каждому конкретному случаю.

Рано или поздно наступит момент, когда дальнейшая модернизация компьютера будет бессмысленна. Тут может сыграть роль ряд причин. Это и цена, которая может оказаться достаточно высокой на старое оборудование при худшем качестве относительно нового. И требования игр к железу, которые старый компьютер уже не в состоянии обеспечить даже при минимальных установках.


Заключение

Сделаем выводы из всего вышесказанного:

  • Правильное определение «слабого звена» в системе и его замена более высокопроизводительным современным техническим решением могут позволить при минимуме затрат поднять производительность компьютера до вполне приемлемого (хотя и не рекордного) уровня. При этом может удастся избежать более глубокого апгрейда компьютера с заменой нескольких узлов или даже замены всего системного блока
  • Выявление «слабого звена» и определение конкретных технических решений зависит от очень многих параметров, поэтому не стоит опираться на чужой опыт. Требуется самостоятельное тестировать компьютер на предмет выявления «слабого звена».
  • Ошибка, допущенная в определении заменяемого узла может привести к тому, что после замены производительность компьютера возрастет ничтожно мало или возрастет неадекватно стоимости апгрейда.
  • При правильном определении направления апгрейда небольшой «запас» может оказаться весьма полезным. Это позволит несколько перераспределить нагрузку на новый узел с остальных узлов, которые сейчас не были заменены, а также избежать необходимости повторной замены обновленного узла при последующем апгрейде очередного «слабого звена», необходимость в котором рано или поздно все равно назреет по мере появления новых компьютерных игр
  • Замена «слабого звена» имеет смысл лишь в случае, если предполагаемые затраты оказываются в несколько раз (3-4 для относительно свежего компьютера и 5 и более для совсем старого) меньше, чем на покупку нового современного системного блока, иначе может оказаться рациональнее поменять весь системный блок
  • Рациональная стратегия апгрейда может позволить заметно сократить средний уровень расходов для поддержания производительности компьютера на приемлемом уровне.
Автор выражает благодарность Андрею Кожемяко aka Korzh
и Михаилу Гришину aka BadMan